
Первое поселение появилось на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры. Место называлось Мервским оазисом. В IV веке до нашей эры по приказу Александра Македонского неподалеку была построена крепость Александрия в Маргиане. В I веке нашей эры в Мерв прибыла экспедиция китайского полководца Бань Чао. А в III веке в городе появилась христианская община. Это был многонациональный и многоконфессиональный город. Мерв также был популярным местом паломничества, несколько религий считали его святым.
Через Мерв проходил Великий шелковый путь. В VII веке город был завоеван арабами и стал центром арабского мира в Центральной Азии. В XII веке город достиг пика своего развития. Мерв разрушен армией Чингисхана в начале XIII века и оставался заброшенным почти 200 лет. Монголы разгромили не только крепости и жилые кварталы, но и ирригационную систему на реке Мургаб. Город пришел в запустение.
В Мерве представлено несколько эпох:
▪️ Эрк-кала, VI век до нашей эры - круглая крепость с оплывшими стенами, похожая на кратер
▪️ Гяур-Кала, III век до нашей эры - огромная крепость, площадью более 300 гектаров, включающая с себя крепость Эрк-кала
▪️ Кыз-Кала, VIII-IX века - две небольшие крепости, которые фактически являются усадьбами местных феодалов
▪️ Абдуллахан-кала, XV век - самая молодая крепость в Мерве
▪️ Султан-кала, XI-XII века - крепость и новая часть Мерва, занимавшая площадь более 400 гектаров

Мы посетили древнейшую из цитаделей Мерва. Именно Эрк-Кала называлась городом Маргуш или Маргиана. Стена толщиной до 60 метров построена из сырцового кирпича. Считается, что ворот не было, был въезд с южной стороны, что-то типа пандуса, ведущего справа налево. Периодически видны провалы грунта, значит там под землей полости, в которых что-то есть.


Гид сказал, что это арабские кирпичи, они имеют размер 22х22 см. Если кирпичи 40х40 см, они самые древние. Обжигать кирпичи стали в 1 веке до нашей эры.

В разные годы археологи проводили исследования. Были найдены фрагменты посуды с геометрическим рисунком, глиняные сосуды для хранения продуктов, бронзовые наконечники стрел. Но раскопана лишь малая часть, просто крошечная, город погребен под землей.


Мавзолей султана Санджара - шедевр архитектуры XII века, отражающий величие эпохи Сельджуков. Восстановлен в 2004 году. Оригинальные кирпичи более темные, новые - более светлые. Так сделано специально для наглядности. Это самое большое здание XII века! Толщина стен у основания - 5 метров, высота мавзолея составляет 38 метров!!! В округе обнаружено 6 колодцев, это дренажная система.


В куполе имеется маленькое окошко, по поводу которого существует легенда.
Султан Санджар влюбился в небесную волшебницу пери и сделал ей предложение. Она согласилась выйти замуж за земного человека, но поставила три условия: султан не может обнимать ее за талию, он не должен смотреть на ее ноги, когда она бежит, также ему запрещено видеть, как девушка расчесывает волосы. Султан Санджар принял условия и женился на пери.
Но любопытство было столь сильным, что он нарушил все три условия. Обняв пери за талию, султан обнаружил, что у нее нет костей. Когда она бежала, она не касалась земли, а буквально парила. Подсмотрев за женой, когда та расчесывала волосы, султан обнаружил, что девушка просто снимает голову, ставит на столик и причесывает ее.
Обнаружив обман, пери страшно разгневалась, превратилась в белую птицу и улетела. Султан кричал ей вслед, что умрет, если больше не увидит ее. Исчезая в небе, пери ответила: "Построй в центре города самое высокое и самое красивое здание, оставь отверстие в куполе, каждую пятницу я буду заглядывать в него, а ты сможешь увидеть меня".



Ислам в Турменистане замешан на зороастризме и язычестве. В культовых местах люди сооружают шалашики из плиток. Если молятся о ребенке, вешают маленькие люльки с крошечными куколками. Если хотят квартиру, приносят и кладут ключ.


Большая Кыз-Гала считается крепостью, но фактически это дом богатого человека, элитная загородная резиденция. Также ее называют сельским замком. Сооружение имеет два этажа. На первый этаж ведет лестница вниз, там было пять комнат. На втором этаже вероятно также было пять комнат, расположенных вокруг центрального двора.



Большая Кыз-Гала является визитной карточкой Мерва. Примерно так это выглядело. Авторы реконструкции - Sébastien Moriset и Министерство культуры Туркменистана.

На закате добрались до мавзолея Мухаммеда ибн-Зейда, но, увы, он был уже закрыт, внутрь мы не попали. Рядом сардоба и руины, с которых открывается неплохой вид на окрестности.

Священный тамариск, увешанный ленточками, веревочками и полосками ткани. Напоминает буддизм, не правда ли? Можно увидеть те самые люльки, о которых была речь выше.

Сардоба представляет собой резервуар для воды, накрытый куполом. Из-за засушливого климата вода в Средней Азии всегда играла важную роль. Это было особенно актуально для караванов, идущих через пустыню. Вдоль таких маршрутов сооружали сардобы. Часто они располагаются около караван-сараев или каких-то значимых объектов. Сардобы находятся в местах с пониженным рельефом для сбора дождевой воды. Вода также могла подводиться из рек или каналов.




Мерв считается музеем под открытым небом. Для его посещения необходимо приобрести билет. Чтобы фотографировать надо заплатить отдельно. Но в реальности никто не контролирует.


Интересный факт: на территории Древнего Мерва снимался фильм "Белое солнце пустыни". Надо пересмотреть.
Добавьте меня в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации
Поделитесь постом с друзьями
Комментарии (0)