Маньяк-путешественник

Великий и опасный тоннель Саланг, через который проходит главная транспортная артерия Афганистана

Саланг - стратегически важный перевал в Афганистане. Он расположен в горах Гиндукуш и связывает центральную часть страны с северной. Если смотреть глобальнее, это трасса, которая идет из Пакистана в Таджикистан. В принципе можно сказать, что это дорога между Индией и Москвой. Во время Афганской войны перевал Саланг обеспечивал бесперебойное снабжение советских войск. Путь проходит высоко в горах, а сам тоннель считается одним из самых опасных автомобильных тоннелей.




Из Кабула в Мазари-Шариф можно долететь самолетом, но мы хотели проехать. Выдвинулись утром. Это был апрель, вполне тепло, деревья уже зеленые. Периодически по пути попадались вот такие фонтаны. В тот момент мы не понимали, что это и для чего.




Как вы представляете себе дорогу ТАКОЙ важности? Наверное нечто более серьезное, чем расхлябанный серпантин. Справа, прижавшись к скале, выстроились грузовики. Очередь примерно дня на два. Саланг открывают для проезда грузового транспорта через день, то в одну сторону, то в другую. Пока едут те, с этой стороны выстраивается очередь на десятки километров. На следующий день поедут они. Остальные автомобили двигаются по встречной полосе, умудряясь обгонять друг друга. Навстречу тоже едут, тоже обгоняя. Идеально организованный хаос.






Постепенно пейзаж меняется. Весенняя травка и цветущие деревья остались внизу. Выезжаешь из очередного противолавинного коридора и видишь заснеженные горы.






Туннель расположен на высоте 3825 метров. Его построили советские (московские) метростроевцы. С момента начала эксплуатации в 1964 году и до 1973 года Саланг считался самым высокогорным автодорожным туннелем в мире. Длина тоннеля - 2676 метра. Ширина проезжей части - 6 метров. Внутри начинается сюр: автомобили едут точно так же, в несколько рядов, периодически застревая в грязи. Тогда афганцы в сандалиях на босу ногу вылезают и выталкивают машину. Никто не сигналит, не возмущается, не суетится, ничего необычного, здесь так всегда. А ты сидишь и офигеваешь от всего этого бардака.






Снег, дождь, туман, грязь. Яркие расписанные пакистанские грузовики с иллюминацией, гремящие цепями. Несмотря на погоду, вернее, на непогоду, вдоль дороги встречаются лавки с напитками, охлажденные естественным способом. Тут был бы уместен горячий чай, но его нет. Холодно, но быстро уезжать не хочется, стоишь и смотришь, совершенно другой мир.








Тоннель Саланг имеет дурную славу из-за происшествий. Все стараются проехать его как можно быстрее. В 1980 году колонна советских военнослужащих была вынуждена остановиться внутри тоннеля в результате ДТП. Водители не заглушили двигатели и задохнулись от выхлопных газов. Два года спустя произошел еще один такой случай. Потом в тоннеле взорвался бензовоз. И еще один, совсем недавно, в 2022-м. Регулярно обрушиваются лавины. Большинство людей спасают, но не всех.

Самый известный случай произошел в 1985 году. Речь о простом советском солдате Сергее Мальцыне. Он проходил службу в Афганистане, работал водителем и неоднократно выполнял боевые задачи по доставке грузов. Однажды Мальцын ехал по горной дороге на перевале Саланг. Внезапно из-за поворота выехала афганская машина, как обычно набитая людьми и детьми в том числе. Парень вывернул руль грузовика, уступив дорогу и врезался в скалу. Машина с афганцами осталась целой. Если бы произошло столкновение, она улетела бы в пропасть. В результате аварии Мальцин получил тяжелые травмы, от которых скончался. На месте происшествия установлен памятный камень. После ухода СССР из Афганистана многие советские памятники были убраны, но этот монумент существует до сих пор. Мы пытались найти его, но, увы, не смогли раскопать.






Нашла в интернете фото, памятник выглядит так. Это камень с выбитым силуэтом грузовика, из которого течет вода. Парню было 19 лет. Через месяц должно было исполниться двадцать. Написано Мальцин, но вроде правильно Мальцын.




Спускаешься с гор и опять весна, зелень, фонтанчики. После хлябей, по которым мы проехали, стало понятно, для чего эти шланги.








Ниже видео. Вереницы грузовиков, заснеженный перевал, афганцы в шлепанцах на босу ногу, автомобили, хлюпающая под колесами грязь, вот это вот все.




Изначально тоннель Саланг был рассчитан на 1000 автомобилей ежедневно. В настоящее время через него проезжает до 16000 транспортных средств в день. Конечно, нужны ремонт и модернизация, но денег на это нет.

Альтернативный маршрут между севером и югом Афганистана длиннее на 300 километров, Саланг сокращает время в пути с 72 до 10 часов.

Вроде "Саланг" в переводе с афганского "суровый". Отражает действительность.


Добавьте меня в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Дзен / Youtube / Одноклассники

Поделитесь постом с друзьями

Источник: Великий и опасный тоннель Саланг, через который проходит главная транспортная артерия Афганистана
Автор:
Теги: redminote10pro afghanistan

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства