Большая часть территории представляет собой пустыню. Камни, песок, климат сухой, воды нет, ничего не растет. При этом Иран знаменит шикарными садами, а в Йезде показывают хранилища для льда. Откуда брали воду? Как морозили лед? Просто сюр какой-то. Особенно, если представить, что все это происходило до нашей эры.
(Аб анбар в городе Мейбод)
Без воды земледелие невозможно. Зато шахты в горах периодически затапливало, и добытчикам меди приходилось регулярно отводить воду. Древние смекнули, что можно использовать эту воду, и стали строить подземные водные тоннели - канаты. Они проложены на разной глубине от 5 до 300 метров. Необходимо было прокопать тоннель под небольшим углом, чтобы вода поступала самотоком, но при этом не текла с большой скоростью, сметая все на своем пути. Самый длинный канат 70 километров! СЕМЬДЕСЯТ КИЛОМЕТРОВ - прямо подземная река. А наверху пустыня. И все это до нашей эры.
(Аб анбар в городе Мейбод)
Канаты рыли долго. К примеру, на глубине 20 метров бригада из четырех человек продвигалась до 40 метров в день. Чем глубже, тем медленнее. На глубине 60 метров получалось пройти не больше 5 метров. Чтобы вытаскивать землю, рыли вертикальные колодцы. Таким образом, было проложено около 40000 канатов. Получилась система водоснабжения с подземными водохранилищами. Большая их часть действует по сей день.
В большинстве случаев канаты - это просто тоннели, проложенные в глинистых почвах. Но местами требовалось дополнительное укрепление, и приходилось ставить кольца. Практически как метро.
Канаты включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый старый канат, сохранившийся до наших дней, находится в городке Гонабад. Он построен больше 2700 лет назад. Длина 33 километра. В процессе строительства выкопано 427 колодцев глубиной до 360 метров! Самый длинный канат, тот самый, который 70 километров, находится в районе Кермана. В среднем протяженность канатов 5-7 километров.
Почему не акведуки как в Древнем Риме? Зачем рыть каналы под землей? Во-первых, при такой транспортировке вода не загрязняется, во-вторых, в жарком климате значительные потери от испарения, в-третьих, подземные каналы менее подвержены разрушениям при землетрясениях и военных действиях.
Для хранения воды строились резервуары, называется "аб анбар". Выглядит как круглый купол со спуском вниз. Один аб анбар на заглавной картинке, второй - на фото ниже. Глубина примерно 5 метров. Башни с отверстиями - бадгиры, ветроуловители, они служат для охлаждения и вентиляции. Бадгир - еще одна интересная тема инженерной мысли персов.
(Аб анбар около
Больше всего бадгиров сохранилось в Йезде. Все в приличном состоянии. У города исключительный скайлайн.
(бадгиры Йезда)
Системе подземных водных каналов и резервуаров посвящена экспозиция музея воды в Йезде. В реальности сооружения можно увидеть в соседнем городе Мейбод. Там сохранился целый комплекс древних строений: караван-сарай Шах Аббас на 100 комнат и древняя почтовая станция - чапархана. Собственно, водный резервуар был предназначен для их обслуживания. Также рядом расположено огромное хранилище для льда, называется "яхчал", фактически древний холодильник.
(Яхчал в городе Мейбод)
Технология такая: бадгиры, встроенные в аб анбары, охлаждали воду до температуры замерзания, во время холодных ночей образовывался лед. Для его хранения использовали яхчалы. Яхчал в переводе с персидского "ледяная яма". Выглядит так. В верхней части купола есть отверстие, через которое выходит более теплый воздух.
Один из стендов, не могла не сфотографировать. Показана та самая почтовая станция, чапархана которая. Chapar-khaneh состоит из двух слов, грубый перевод "курьер-дом". Видимо не знали как объяснить, написали, типа древний Пони-Экспресс :)
Канаты фигурируют в фильме "Тегеран-43". Миссия главного героя - пробраться по древним подземным тоннелям.
Комментарии (0)