На трубе видны буквы МСПО 1933. Аббревиатура расшифровывается как Московский Союз Потребительских Обществ. Во время гражданской войны 1917-1922 годов происходит отток населения из Москвы. Кто успел, уехал в Ниццу или Харбин, в Крым тоже неплохо, но в основном народ уезжает в деревню. В 1923 году население Москвы составляет меньше 1,5 млн человек. Но постепенно народ возвращается. В 1939 году, накануне войны в Москве проживает почти 4 млн человек. За 16 лет население увеличилось более, чем в два раза. Всем нужно где-то жить и что-то есть. Стали строить большие производства, в том числе хлебозаводы. Хлеб - основной продукт в то время. Необходимо включить в экономику женщин. Чтобы они могли работать, их освободили от "кухонного рабства". Детей отводили в детский сад, обедали в заводской столовой, за ужином ходили на фабрику-кухню (про это явление хочу сделать отдельный пост). В разных частях Москвы построили хлебозаводы. Этот интересен тем, что он круглый. Но он не первый, поэтому не имеет статуса памятника архитектуры. Первый круглый завод в Москве находится на Красной Пресне, вокруг него вырос высотный жилой комплекс. Видела фотографии, прям когнитивный диссонанс. Хочу съездить посмотреть.
Посещение крыши доступно во время экскурсии в рамках проекта
"Москва глазами инженера" в соцсетях:
Facebook - facebook.com/moscoweng
Вконтакте - vk.com/moscoweng
Instagram - @engineer-history.ru
С крыши открывается вид на окрестности. Высотный жилой квартал Савеловский Сити: одна башня, потом три дома по 19-20 этажей, затем еще три по 46-47. Поразительно, как вписали комплекс, постаравшись выжать максимум. Первый небоскреб воткнули буквально на клочок земли, в прямом смысле этого слова. Видела фотографию со стройплощадки, казалось, это нереально.
Бойлерную помню по фестивалю гастрономических развлечений. Локация называлась FOOD & SCIENCE. Там были представлены фантазии на тему еды будущего, интерактивная выставка современных фуд-технологий. Посмотрите мой пост
Бывший Хрустальный завод имени Калинина. С 2009 года место известно, как дизайн-завод Флакон. Там находятся офисы рекламных агентств, дизайн-студии и бутики представителей творческих отраслей. Креативное пространство в общем.
Продолжение в гостиной. Конструктивизм придумали братья Веснины: Леонид, Виктор и Александр. Это не стиль архитектуры, а метод проектирования зданий. Хлебозавод построил архитектор Георгий Марсаков (как выяснилось, ударение на букву О). Диаметр здания - 14 метров. Этажи будто надеты на ствол, как шайбы. Ленточное остекление позволяет сэкономить электричество за счет естественного освещения, а также стройматериалы. Ниже есть фото, на котором можно все рассмотреть.
Уникальные фотографии из архива. Устройства и агрегаты в действии. Это был завод-автомат. Круглое здание позволило сделать спиральный конвейер. Мука поднималась наверх, а внизу уже получался хлеб. Завод работал круглосуточно в три смены. Благодаря новой технологии вместо 15 тонн хлеба стали выпускать 60, это был прорыв.
Как я говорила, в Москве было построено несколько хлебозаводов, все они находились в разных районах города, чтобы облегчить снабжение магазинов. Данный хлебозавод имел порядковый номер 9. Из круглых еще сохранились хлебозавод № 7 в Москворечье и хлебозавод № 8 в Черкизово. Они принадлежали компании Настюша, это был один из крупнейших российских пищевых и сельскохозяйственных холдингов. Был, потому что владельца посадили, а компания разорилась. Оба завода также не имеют статусов памятника архитектуры, уже есть проект застройки территории. Производственные помещения снесут, а на их месте будут высотные жилые комплексы. Сейчас еще можно их увидеть, планирую съездить посмотреть.
Хлебозавод теперь называют арт-кварталом. Все исторические здания сохранены и продолжают жить после реконструкции в новой роли. Много кафе, магазинов и бутиков российских дизайнеров, проводятся вечеринки и фестивали, летом народ занимается фитнесом прям на улице. Территория доступна только для пешеходов, есть велодорожка.
На смену конструктивизму пришел сталинский ампир. Такая торжественная архитектура, ведь надо было продемонстрировать успех Российской империи.
А знаете, зачем на батонах делали надрезы? Ну, во-первых, чтобы он не лопнул во время выпекания, а во-вторых, количество полос - своего рода маркировка, таким образом можно определить, какая смена работала.
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
Поделитесь постом с друзьями
Комментарии (0)