Начнем с Трубной площади. На углу Петровского бульвара и Неглинной улицы находится театр "Школа современной пьесы". В начале XIX века на этом месте находился трактир с гостиницей и банями. В 1860-х годах в здании открылся ресторан "Эрмитаж". Его основал известный повар Люсьен Оливье. Тот самый, который придумал знаменитый салат. Это было одно из самых крутых заведений в городе. На кухне работало больше 50 поваров, выручка составляла около 2000 рублей в день, что было сравнимо с бюджетом целого города. Изысканная кухня, богатые интерьеры и... девушки легкого поведения, так называемые "оперетошные". Они не были зарегистрированы, в отличие от билетных и бланковых, услуги оказывались нелегально.
Чем же отличались билетные проститутки от бланковых? Билетные - высший класс, что называется "у мадам на пансионе". Девушки были приписаны к публичному дому, в отличие от бланковых, которые работали в одиночку. У билетных стоимость составляла 3-5 рублей за посещение или 15 рублей за ночь. Услуги бланковых были дешевле, по 2-3 рубля. Можно было найти даже по 50 копеек, так называемые "полтиннишные".
Тут будет уместен текст стихотворения Валерия Брюсова, который дополнит общую атмосферу тех лет.
О высокой любви я мечтал,
Позабывшись с заветной тетрадкой,
И в стихах рисовался украдкой,
Как в тумане, любви идеал.
И, усталый от грез вдохновенья,
Я желал освежить свою грудь
И пошел на бульвар отдохнуть
Посреди городского движенья.
Встретил я, как ведется, друзей,
В ресторане мы выпили водки
И потом были рады находке,
Повстречавши пятерку б**дей.
Я проснулся наутро не пьяный.
Рядом женщина голая спит,
Пол остатками пива залит,
А в душе прежний образ туманный.
Что касается слова со звездочками. Оно было вполне литературным и присутствует в судебнике 1589 года, там так и написано: б**ди и ведьмы. Еще факт из истории: во времена Елизаветы Петровны в Питере работал публичный дом. Правда недолго. Позже Екатерина разрешила оказывать подобные услуги, но в определенных районах, и девушки обязательно должны были носить желтые платья.
Продолжаем прогулку. На бульварах устанавливали карусели. Их называли "каруселями непотребства". Катаясь, девушки рекламировали себя. Это те самые бланковые. Их пасли коты, то есть сутенеры. Были и совсем дешевые, которые работали на бульварах, оказывая услуги прямо на скамейках. Это называлось кроличьи или заячьи номера.
На Петровском бульваре находился знаменитый дом терпимости Эмилии Хатунцевой. У нее была "турецкая комната", которая пользовалась популярностью у купцов-староверов, и практиковали садо-мазо. Через два года существования заведение было закрыто с формулировкой "За разврат".
Что это были за девушки? Почему они становились проститутками? Как и сейчас, искали лучшей жизни. Приезжали из деревень в надежде заработать денег и открыть свое дело. Некоторым это удавалось, однако, большинство просто не выдерживали, топились или вешались. У Василия Перова на эту тему есть картина "Утопленница", которая имеет интересную историю создания. Поищите, почитайте, кому интересно.
По сословному признаку наибольшее число проституток приходилось на крестьянок, на втором месте были мещанки, наименьший процент составляли представительницы из среды священников и дворян.
Сифилис - бич XIX века. Для борьбы с болезнью необходимо было регламентировать проституцию. В 1844 году создан специальный надзорный орган: врачебно-полицейский комитет. На картинке 3-й Колобовский переулок, где он находился. Там работали два врача и двенадцать участковых надзирателей. Раз в неделю девушки из публичных домов ходили на осмотр. Они редко покидали свои комнаты, так что для них это было небольшим развлечением. Дамочки шли, хохотали, кокетничали с прохожими. Приличные люди старались не встречаться с ними и убрать детей с улиц в такие дни.
Заменительный билет, выдавался взамен паспорта. Из-за цвета документ имел также неофициальное название - желтый билет. Его можно было получить в том самом врачебно-полицейском комитете после осмотра врача и уплаты госпошлины. Фактически это было разрешением заниматься проституцией.
Сретенская гора, самое неприличное место Москвы XIX века. От улицы Сретенки спускались вниз переулки, которые были полны борделей и публичных домов. Пильников (ныне Печатников) переулок, Соболев (нынче Большой Головин) переулок, Сумников (нынче Пушкарев) переулок. Почти все они были переименованы, чтобы избавить район от дурной славы.
Эти названия избегали произносить вслух. Даже Чехов в рассказе "Припадок" пишет С-в переулок. Он сам жил неподалеку и наблюдал все это, будучи студентом.
Еще до ресторана Эрмитаж на углу между Грачевкой и Цветным бульваром, стоял трехэтажный дом, в котором находился трактир Крым, а в подвале бордель Ад. Он имел несколько выходов. В каморках с плохим освещением оказывали услуги копеечные проститутки, нередко использующие клофелин. Про это место писал Гиляровский:
Разгульный "Крым" занимал два этажа. В третьем этаже трактира второго разряда гуляли барышники, шулера, аферисты и всякое жулье, прилично сравнительно одетое. Публику утешали песенники и гармонисты.
Бельэтаж был отделан ярко и грубо, с претензией на шик. В залах были эстрады для оркестра и для цыганского и русского хоров, а громогласный орган заводился вперемежку между хорами по требованию публики, кому что нравится, - оперные арии мешались с камаринским и гимн сменялся излюбленной "Лучинушкой".
Здесь утешались загулявшие купчики и разные приезжие из провинции. Под бельэтажем нижний этаж был занят торговыми помещениями, а под ним, глубоко в земле, подо всем домом между Грачевкой и Цветным бульваром сидел громаднейший подвальный этаж, весь сплошь занятый одним трактиром, самым отчаянным разбойничьим местом, где развлекался до бесчувствия преступный мир, стекавшийся из притонов Грачевки, переулков Цветного бульвара, и даже из самой "Шиповской крепости" набегали фартовые после особо удачных Сухих и мокрых дел, изменяя даже своему притону "Поляковскому трактиру" на Яузе, а хитровская "Каторга" казалась пансионом благородных девиц по сравнению с "Адом".
Дом Петра Сысоева. Мастер известен своими лепными работами. Его приглашали для отделки знаменитой Филипповской булочной и гостиницы Метрополь. Разбогател, благодаря своему таланту, купил дом, украсил его кариатидами. А во дворе обустроил мастерскую. Ангелы держат медальон с буквами П и С. Любопытный факт: здание можно увидеть в фильме "12 стульев", в этом особняке жила Эллочка-людоедка.
Хоть один красный фонарь да нашелся :)
Между домами тихий сквер, в котором обнаружилась скульптурная композиция. Называется "Семья", автор предположительно Эрнст Неизвестный.
С приходом советской власти все круто меняется. Переулки переименовали, публичные дома закрыли. Но потребности не изменились. Нужна была новая модель отношений. И она появилась. Долой стыд. Долой мещанство. Долой поповский обман. На Красной площади проходили демонстрации нудистов! Участники маршировали обнаженными, демонстрируя свободу от буржуазных предрассудков. Оказывается, было и такое в истории Москвы! Нравы стали более свободными, предлагали даже жить коммуной, в которой общая столовая, общий быт и уход за детьми. Просто почитайте высказывания Александры Коллонтай, это производит впечатление.
Напоследок, еще несколько слов о дореволюционной Москве. Одним из мест, где можно было найти девушек легкого поведения была Филипповская булочная, в народе "филипповский малинник". Тамошняя улица называлась "тротуаром любви".
Забавная история связана с домом терпимости Морозовой, куда водили юнкеров. Был издан официальный
И, наконец, дом с беременными кариатидами. Это Рудневка, дом пятирублевых. Элитное заведение с коврами и зеркалами. Посетителей обслуживали девушки "камелии", вот такое романтическое название. Рудневку любили посещать старообрядцы, с них брали 15 рублей, что очень дорого по тем временам. Здание находится по адресу Большой Головин переулок, дом 22.
Надеюсь, вам было интересно. Спасибо, что дочитали до конца.
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
Поделитесь постом с друзьями
Комментарии (0)