Маньяк-путешественник

Бывший электрозавод

Монументальный такой. Был. Сейчас там упадок и тысячи фирмочек, арендующих помещения. Впервые я увидела здание на Электрозаводской улице восемь лет назад. Вот побывала снова. Ходила по делам, потом задержалась и погуляла по промышленным коридорам.




Комплекс зданий построен в 1916 году. Изначально он предназначался для Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств. Ничотак сочетаньице))))) Электрозаводом этот "замок" стал в 1920-х. В 1939 году произошла реорганизация, отделили Завод автотракторного электрооборудования (АТЭ-1), Московский трансформаторный завод и Московский прожекторный завод.










Когда-то здесь стояли растения и цветы. Остались подставки для горшков. Сейчас все выглядит грустно. Не понимаю, как люди ходят сюда на работу каждый день. Хотя возможно это я воспринимаю так близко к сердцу, для них это ничего не значит.












На первом этаже сохранилась надпись "Ветераны Великой Отечественной". Это в холле, где лестница. На противоположной стене тоже следы от снятых портретов.




Везде эти загадочные "Поцелуи". Не поняла, что за фишка. На Винзаводе есть масштабное граффити с таким изображением, работа стритарт-художника Pilippenzo. Наклейки как бы уменьшенная копия.




Хаос, бардак, раздрай и шатание. Можно наблюдать наслоение эпох. И главное, никого это не напрягает. Люди занимаются своими делами, там и фотостудии, и типографии, чего только нет. На боковой лестнице нереально пахнет булочками, такой запах советской пекарни. Как машина времени. Только случилось искривление пространства.








Случайно нашла туалет. Выглядит абсолютно нереально, как декорации на киностудии :)




Ой, это мужской. Дверь была открыта, не увидела табличку. Пойду поищу женский.




Тю... Тут неинтересно. Слишком аккуратно и гламурно. Хотя двери железные, да :)






Еще остались советские артефакты. К сожалению на улице освещения нет, а камера смартфона слабовата.




Лучшее время МЭЛЗ пришлось на 1980-е годы. Тогда это было объединение предприятий:
- МЗЭВП (Московский завод электровакуумных приборов)
- Московский завод "Хроматрон"
- Московский завод "Цвет"
- Московский приборный завод
- Особое конструкторское бюро МЭЛЗ
- НИИЭПР (Научно-исследовательский институт электронных приборов)
- Воронежский завод электровакуумных приборов
- Запрудненский завод электровакуумных приборов
- Завод "Индикатор", город Усмань
- Вольногорский стекольный завод

Сейчас похоже функционирует только Московский трансформаторный завод, ныне холдинговая компания "Электрозавод".

По соседству находится бизнес-центр "Лефорт". Отремонтированное здание, пережившее реконструкцию. Территория благоустроена, за забором подстриженный газон, такой контраст на фоне электрозавода.

Это бывшее Товарищество шелковой мануфактуры. После революции оно стало называться Преображенской фабрикой, а затем переименовано в Московский шелковый комбинат имени Щербакова. Теперь это деловой центр. Заглядывала в окна, внутри все переделали.




Рассматривала карту местности. Там на берегу Яузы большая промзона. Электрозавод лишь ее часть. Для полноты картины привожу обсуждение объекта на Викимапии.

762В (гость)
Вообще-то, это не МЭЛЗ, а конгломерат из нескольких заводов в одном здании, которое корректнее называть просто "ЭЛЕКТРОЗАВОД". В частности, очень существенную часть занимает АТЭ-1 (Первый в стране завод автотракторного электрооборудования).

Ы (гость)
Реально работает только электрозавод

Ы (гость)
А МЭЛЗ заброшен, оборудование разбирают на металл

stalker_alex
а можно ли залезть в недействующую часть?

ЗУМ (гость)
МЭЛЗ не заброшен! Коммерсы начали его пилить, да тут обнаружилось, что это единственное предприятие, выпускающее лампы для кремлевских звезд. Пришлось утереться. (В округе, правда, все расфигачили, падлы)

Гуру (гость)
www.melz-evp.ru/about_r.html
Все нормально работает. Завод не умер.

Рабочий (гость)
Немного романтики... Я понимаю, что немного не в тему. Однако уверен, что многим будет интересно узнать про то, как работал МЭЛЗ в последний год существования СССР.
Итак, красное кирпичное здание в форме буквы "V" делилось на два завода, правый рог - собственно МЭЛЗ, левый - был заводом АТЭ-1, производил электрооборудование для автомобилей. В 1990-м году я работал именно на АТЭ-1, наш цех № 6 производил роторы для генераторов "Лада-спутник" и других моделей Жигулей. В обед делать было нечего, я забирался на крышу этого здания, и любовался панорамой Москвы, а она оттуда открывается очень красивая: Яуза, исторические здания... Гуляя по крышам я заглядывал в "фонари" - в одном цеху была установлена огромная линия по производству утюгов, а именно их металлической части. Огромный конвейер с навешанными заготовками двигался и опускал из в ванны с разными растворами диких расцветок. В конце огромного здания находился цех по производству кинескопов, я был поражен, в какой грязи их делают. Через "фонари" на крыше я пробирался на МЭЛЗ, меня потряс огромный, многокилометровый конвейер, который пронизывал здание насквозь. Судя по конфигурации тележек, он был предназначен для передвижения кинескопов из одного цеха в другой. Иногда я проходил совершенно пустые, заброшенные помещения под потолком, но даже там то и дело откуда-то из стен, потолков, пола появлялся и исчезал этот конвейер... Здание, надо сказать, огромное, идти можно минут 20... Однажды я попал в помещение, огромное по размерам, темное - света не было вообще. Мне же приспичило посмотреть, что с другой стороны... Идти наощупь было страшно - ничего не видно, зато рядом был конвейер. И вот я сел на тележку и потянулись минуты полной темноты. Было не по себе и в тоже время очень интересно... Я не видел, куда попаду, больше всего боялся, что тележка завернет куда-нибудь в сторону. Или заедет в какую-нибудь печку с горелками для обжигания кинескопов (я там такие видел). Так же там вдоль многих стен была проложена полдюймовая труба не помню какого цвета, но на ней было иногда написано "Азот" - видимо, кинескопы охлаждали... В тот раз все обошлось, я проехал стены и попал в какое-то очередное помещение. Завод сильно напоминал кадры из научной фантастики, особенно конвейер. Люди в МЭЛЗе ходили в белых халатах кое-где.
Однажды выход на крышу закрыли, это выяснилось, когда я вернулся к нему. Обойдя полздания я залез в открытый "фонарь", попал на какие-то трубы, по ним дошел до металлической дорожки, совсем как в последних кадрах "Терминатора-1", с поручнями. По дорожке я спустился к лифтам, причем никого народа, пустота и тишина была полная.
В нашем цеху любимым развлечением мужской половины цеха было питье растворителя - в раздевалке стояла бочка, в нее заливался лак, которым обрабатывали катушку ротора. В раздевалке этот лак разбавляли водой в соотношении 1 к 1, через какое-то время оседала муть, а то, что было на поверхности люди пили... Я брезговал.
На намоточных станках работали женщины. Это было уже тогда немного странно - цех, металл, стружка, грязь, масло - и работают женщины то там, то сям. Была еще линия роботов на прессах - механические манипуляторы клали под пресс заглушки генераторов, пресс выдавливал на них название завода. Зарплата там была примерно 200-220 рублей. За работу по субботам платили 10 рублей, рассказывали, что за работу в воскресенье платили 25 руб, но при мне такого не было.
Моя работа заключалась в нажимании на кнопки в автомате-тестере сопротивлений роторов. Собирались устанавливать корейскую линию по производству двигателей для пылесосов, но я ушел... Через 10 лет случайно я встретил на улице одного дядечку, с кем работал в том цеху. Он рассказал, что АТЭ работает, з/п только маленькие.
То и дело, когда я шел на работу, или уходил, по рельсам проезжал "паровозик", как мы его звали, с одним-двумя вагонами, мешал ходить. Как раз тогда были перебои с табаком и мылом. Были табачные бунты... Однажды "паровозик" не мог проехать - к ларьку недалеко от проходной стояла километровая очередь.

Figlian
Эйб Симпсон позавидует 8-)

Guest (гость)
Рабочий (гость) Cool story bro!

Стаск (гость)
Пишут что завод заброшен, хотя свет до сих пор горит в 3-4 окнах ночью когда идешь по Электрозаводской. В северной части зрелище вообще ужасное, там нет стекол и видно как внутри все разрушено. Что-то собираются вообще с этим заводом делать, или опять под всякие офисы арендуют?

гость2 (гость)
конечно производство уничтожат и офисы построят

Severas (гость)
Там половина корпусов сдается в аренду под разные офисы, мастерские и тд.

one (гость)
Да какие офисы, какое заброшенно? Большая часть сдается под мелкое производство. И это куда лучше, нежели офисы или заброс.

Васильев Б.Ф. (гость)
Работал на заводе АТЭ-1 в 1955-56г. токарем в ремонтно-механическом цехе. Получали сдельно 400-1200 руб до реформы денег. Я молодой зарабатывал до 350 руб в месяц. Все цеха двух заводов работали в полную силу. Участвовали в субботнике в Лужниках. Зимой в цеху было холодно, грелись у горна, но мастер цеха прогонял к станкам. Осенью 56 года пошел в армию.

Иван (гость)
А вообще там круто. Много хипстеров, фотостудий, музыкантов и мастеров. Интересно бывает походить по этажам, пообщаться с людьми.

него (гость)
там должны быть ртутные залежи от кинескопов

fider (гость)
Не пишите ерунду завод не единственный! Во-вторых, лампы для кремлевских звезд разрабатывались на заводе ЛИСМА в городе Саранске. Так что заводов как минимум два.


Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Facebook / Youtube / Одноклассники / Tripadvisor / Дзен

Поделитесь постом с друзьями

Источник: Бывший электрозавод
Автор:
Теги: Moscow nova2plus Россия 1920 1939 facebook livejournal story

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства